Игры как метод улучшения психологического состояния детей



Эффективность самых простых игровых техник для психологической помощи детям давно доказана. Не всегда проведение сеансов игротерапии профессиональным психологом более полезно, чем занятия с родителями в домашних условиях. Очевидно, что в процессе игры меняются взаимоотношения между ребенком и взрослым, общение становится непосредственным, улучшается психологический климат в семье.
Игра всегда позитивно влияет на психическое развитие малыша. И польза игровых занятий не только в том, что ребенок приобретает навыки общения, подготавливаясь к взрослой жизни. Многие игры способны оказывать лечебное действие, помогая
• снимать накопившееся в течение дня нервное напряжение;
• избавить от различных детских страхов: боязни темноты, оставления в одиночестве, возможного наказания, замкнутых пространств и прочих фобий;
• заряжать радостью и оптимизмом;
• установить контакт в семье между родителями и детьми;
• сформировать оптимальную координацию движений, внимательность, ловкость.

Улучшая таким способом психологическое самочувствие, взрослые морально поддерживают ребенка, что позволяет ему легче переживать сложные жизненные периоды, избавляться от травм психики.


Главным показателем положительного воздействия игротерапевтических занятий является радость, испытываемая ребенком. Важно отслеживать в процессе игры эмоциональное состояние малыша, дозировать психическую нагрузку и следить за самочувствием. Нельзя заставлять играть насильно, надо всегда учитывать его желания.

Игры для снятия агрессии

Малышам в возрасте от 2 лет рекомендуются такие упражнения:
• попеременное превращение то в злых, шипящих кошек с выставленными коготками, то в добрых, ласкающихся и мурлыкающих;
• обстрел из укрытия друг друга мелкими мягкими игрушками, шариками бумаги, обязательно заканчивающийся примирением воинствующих сторон и всеобщими объятиями.

Трехлетние дети могут также играть в каратиста или боксера, которого помещают в импровизированный круг, где он изображает резкие удары и махи ногами и руками, как спортсмены на ринге. Зрители подбадривают и просят «бить» сильнее. Игра хорошо снимает повышенную агрессивность.

Не менее эффективно проводить сеансы обругивания друг друга ягодами, фруктами или овощами. Сердитые интонации и недовольное выражение лица сопровождается обзыванием члена семьи редиской, яблоком или вишней. Важно не допустить чрезмерного нарастания агрессии. Для этого через определенный промежуток времени надо перестроить обзывания в комплименты, называя друг друга, например, цветами. Тон игры становится ласковым и нежным.

Игры для психологического расслабления

Снять напряжение у детей 3-4 лет помогут игры, предполагающие попеременное напряжение и расслабление всех частей тела. Взрослый и ребенок стараются внешне превратиться в неподвижно застывшего снеговика с надутыми щеками и расставленными в стороны руками. Можно изображать куклу, напрягая негнущиеся ноги, руки, даже шею и лицо, сведя брови и сжав челюсти. Пробыв в таком состоянии секунд 10, снеговик начинает таять на солнце, кукла оживает. Тело играющих расслабляется, размякает. Они сначала приседают, а затем опускаются на пол.
Избавиться от негатива и упрямства помогает изображение упрямого ослика. Родитель рассказывает о капризном ослике, который любил брыкаться и сердито топать ножками. Рассказ сопровождается такими действиями. После того как ослик набрыкается, он становится довольным и веселым. Дети и взрослые дружно скачут и радостно кричат «иа». Выбрать конкретного животного, которое любит сегодня покапризничать, доверяют младшему члену семьи.
Не столько важен выбор игры, сколько атмосфера родительской любви, единения с ребенком в ее процессе. Чаще обнимайте, целуйте, хвалите своего малыша. Он должен знать, что его любят и понимают. Лучшей психотерапии не найти!



Комментариев нет

Оставить комментарий