Какие игры нужны ребенку для развития?



дети
Любящим родителям известно, что основная детская деятельность – это игра. И мы стараемся и в садике, и в школе, и дома максимально использовать игровые моменты для обучения и развития наших детей. Но некоторые психологи и педагоги полагают, что в нашей современной культуре детям не хватает настоящей естественной игры.

Что такое настоящая игра?

Есть несколько обязательных условий:

  • Игра должна, в первую очередь, доставлять ребенку удовольствие.
  • Участники игры должны вступать в нее добровольно, без принуждения, и так же добровольно выходить из игры.
  • В игре непременно должен присутствовать элемент выдумки.
  • Игрок должен быть активно вовлечен в игровой процесс.
  • Игра не должна преследовать иных целей, кроме игровых.
  • Только соблюдение всех пяти условий позволяет назвать деятельность ребенка настоящей игрой.

    Пассивные развлечения – бич сегодняшних детей

    Большинство игрушек, которые продаются сегодня в магазинах, предназначены скорее для пассивной игры. В наш век высоких технологий, появилась масса электронных игрушек, которые предлагают ребенку просто нажать на кнопку и наблюдать, как игрушка движется. Игрушки управляют игрой, задают тему игры, определяют, во что с ними можно играть, ограничивая тем самым фантазию ребенка.

    То же самое происходит и с другими видами развлечений для современных детей – телевидением, фильмами, компьютером и видеоиграми. Основная проблема в том, что ребенок лишен возможности создавать что-либо, он превращается из активного участника, управляющего игрой, в пассивного наблюдателя, действующего по заданному сценарию.

    Многие сегодняшние игрушки носят гордое название «развивающих», и родителям предписывается стимулировать развитие ребенка, используя различные материалы, карточки, методики обучения чтению до достижения дошкольного возраста и т.д. Детские «развивалки» получают названия «Эйнштейн», «Гений», «Всезнайка». И родители, доверяя рекламе, полагают, что маленькие вундеркинды вырастают благодаря просмотрам этих развивающих программ.

    Конечно, нет ничего неправильного в стремлении развивать детей через игру. Все дети рождаются с желанием познавать, исследовать и обучаться. Но дело в том, что полноценное развитие ребенка происходит в настоящей игре. Играя с водой, дети получают понятие о весе. Делая покупки в игрушечном магазине – учатся считать. Использование игрушки как символа, приучает ребенка к абстрактному мышлению, а это, между прочим, одно из условий обучения чтению. Именно такая естественная игровая деятельность и становится основой для дальнейшего естественного обучения.

    Постоянное же использование развивающих программ ставит ребенка в положение ведомого, не позволяя ему самому отбирать знания, навыки и умения, которым он пожелал бы обучиться.

    Почему так происходит? Мы боимся, что предоставив детям свободу в игре, что-то упустим в их развитии? Боимся, что наши дети не приобретут те навыки, которым мы бы хотели их научить?

    Ребенок имеет право на игру!

    Выделяйте время на свободную игру каждый день. Это значит, что вы не указываете ребенку, как и во что играть, не предлагаете ему занятие. Инициатива в выборе игрушки, темы и способа игры полностью принадлежит ребенку.
    Позволяйте время от времени вашему малышу просто играть, не преследуя каких-либо обучающих целей. Если вашему сыну хочется возить машинку по квартире сотый круг, надоедливо гудя при этом – значит ему так надо! Если ваша дочь сидит уже полчаса в углу, переодевая на кукле платье – значит ей так надо!

    Дайте ребенку обычные, многофункциональные игрушки. Заводной зайчик годен только на то, чтобы вышагивать по полу. «Говорящая» развивающая собачка – только на то, чтобы ребенок выучил, играя с ней, десяток вопросов и ответов. Мы не говорим, что это плохие игрушки, не в коем случае! Такие игрушки тоже имеют свою прелесть, и хорошо, если они есть у вашего малыша. Но и простые игрушки, которые можно использовать в тысяче разных вариаций, тоже должны быть доступны ребенку.

    Ограничьте просмотр телевизора для ребенка. Телевизор – это, прежде всего, пассивное развлечение. Во время просмотра телевизора не работает воображение, хотя и «включается» эмоциональная сфера. Подбирайте хорошие, качественные мультфильмы, строго дозируя время просмотра.

    Игры в виде подражания взрослой деятельности – это один из лучших способов естественного развития и обучения детей в игре. Детям свойственно обучаться, подражая взрослым. Предоставьте своему ребенку возможность наблюдать за вами в повседневных заботах и принимать в них участие. В тысячу раз полезнее позволить малышу помочь маме донести домой нетяжелую сумку, и поблагодарить за это, чем раскладывать с этим же малышом карточки с иллюстрациями «хорошие поступки» и «плохие поступки», объясняя с помощью картинок, как надо помогать взрослым.

    Не доверяйте слепо рекламе. Знаете ли вы, что исследование «Эффект Моцарта», проводилось для детей школьного возраста, а не для младенцев? А ведь диски с этой музыкой рекламируются, как полезные для развития мозга и «малышей» также… Знаете ли вы, что методика Монтессори была изначально разработана для деток с ограниченными возможностями? Да, она сильно изменилась, доработана, и основные её принципы – максимально доброжелательны к детям. Но потребности нормального ребенка несколько отличаются от потребностей “особых” деток.

    Игра стимулирует здоровое развитие ребенка во всех аспектах: физическом, умственном, эмоциональном и социальном. Можно смело сказать, что игра – это пища для тела, ума и души ребенка. Так позвольте же своим детям «питаться» такой привлекательной и полезной для них естественной игрой.



    Комментариев к записи: 1

    1. Mishel пишет:

      Когда мы ездили с сыном на море, то естественно, не брали много игрушек. Несмотря на это о трансформерах и мотоциклах он ни разу не вспоминал.
      НО поставленные в рядок прищепки исполняли роль поезда, а спичечный коробок служил машинкой….

    Оставить комментарий