Методика Монтессори



Методика Монтессори

Одной из наиболее известных систем по раннему развитию ребенка является система Марии Монтессори. За её методикой закрепилось название средовой, поскольку раннее развитие детей определяется специально созданной и подготовленной развивающей средой. Ребёнок фактически самостоятельно разрабатывает свою программу обучения в развивающей среде, решает чем и когда он будет заниматься.

Суть методики Монтессори

Основным принципом методики Монтессори является разбиение развивающей среды на тематические зоны с подобранным материалом, всего в количестве пяти зон:

1. зона практической жизни, где ребёнок приобретает практические бытовые навыки (стирка, глажка, нарезание салата и другое)

2. зона сенсорного развития, где ребёнок учится отличать предметы по характерным признакам, развивает своё восприятие окружающего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, тактильных ощущений.

3. математическая зона помогает ребёнку в освоении математических операций, даёт понятие количества, связывает количество и символ.

4. языковая зона для обучения ребёнка навыкам чтения и письма.

5. «космическая» зона помогает ребёнку составить своё понимание окружающего мира, связи явлений и предметов, истории и культуры.

Особенностью системы Монтессори является отсутствие деления групп по возрастному принципу, в каждой группе занимающиеся дети имеют разный возраст. При этом дети сами обучают своих соседей по группе.
Бесспорный плюс системы Монтессори – создание обучающей среды,в которой взрослый лишь направляет и помогает ребенку самостоятельно развиваться.

Недостатки методики Монтессори

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.
В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.
Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.
Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные “для развития” методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка “особого” – значительно отличаются.
Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью – на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?
В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её – дать детям пространство для развития.
В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного. Но не делайте акцент только на эту методику в развитии вашего ребенка, старайтесь сочетать её с другими занятиями и системами развития, например, с элементами системы Домана.



Комментариев к записи: 4

  1. Mishel пишет:

    В каждой методике есть свои плюсы и минусы, поэтому нужно выбирать приемы, которые подходят именно вашему ребенку.
    Моему сыну шнуровка, активно пропагандируемая системой Монтессори, не понравилась. :)
    А читать и рисовать очень нравится. Я считаю, что это необходимо ребенку как воздух. В рисунке малыш выплеснет свои эмоции, страхи.

  2. [...] принадлежит известному педагогу-новатору Марии Монтессори. Принцип заключается в том, что ребенок должен учиться [...]

  3. [...] много времени, чтобы изучить методики Г. Домана, М. Монтесори и Р. Штайнера. Если мама и папа к малышу внимательно [...]

  4. Елена пишет:

    Поверхностная и слабая статья. Автор не вник не только в методику Монтессори, но и дает ссылки-переходы на методики, в которых разбирается так же слабо.
    “Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения” – это, конечно, перл:)
    Какая-то сборная солянка ради того, чтобы задать вопрос: “Как отдохнуть с детьми на Кипре”

Оставить комментарий