Развитие ребенка в 3 года



Возраст трех лет является очень важным для формирования детского сознания, физиологии, психики. Это дошкольный период, представляющий важный этап перехода с младенческого возраста к младшему школьному. Ребенок уже в полной мере готов исследовать окружающий мир, познавать себя, формировать характер и понять некоторые очень важные аспекты жизни.

Кризис трех лет

Многие родители говорят о том, что именно 3-х летние дети представляют им больше всего хлопот. Именно в этом возрасте они задают очень много вопросов, слишком подвижные или наоборот, закрываются в себе, начинают в полной мере проявлять негативные черты характера. К негативному поведению может принадлежать ревность других детей к родителям, непослушание, деспотизм. В психологии даже существует такой термин – «кризис трех лет», очень просто объясняющий все причины:

  • Ревность – ребенок начинает понимать, что он уже более взрослый и самостоятельный. Ситуация его пугает, так как он боится, что из-за этого родители перестанут заботиться о нем и захотят нового младенца
  • Непослушание – мальчик или девочка чувствуют себя полноправными членами семьи, они считают свои возможности равными с возможностями папы и мамы и не понимают, почему они должны подчиняться родителям
  • Деспотизм – чаще всего проявляется в семьях, где один родитель слишком сильно доминирует над остальными, унижая их, а ребенок отождествляет себя с ним. Также деспотизм может быть причиной затаенных обид на одного или нескольких членов семьи

Выходить из таких ситуаций нужно медленно, без грубости и насилия. Ребенок в 3 года находится на этапе развития, предполагающем познание мира, и, поняв причины его неадекватного поведения, необходимо подробно и деликатно объяснить его место и незаменимость в семье.

Большие изменения маленького индивидуума

Физическое развитие

Прямая походка, развитая в предыдущие годы, сделала ребенка более самостоятельным и заинтересованным в окружающем его пространстве. Если 1-2 летний ребенок ассоциирует себя с предметом и не понимает разницу между ним и собой, то в 3 года ситуация меняется в совершенно противоположную сторону. Маленький индивидуум начинает понимать значение стола, стула и других предметов. Он начинает различать изменение расстояний, все время касается интересных предметов, изучает их тактильные свойства. Это время является лучшим для обучения малышей пользованию столовых приборов. Еще полтора года назад ребенок считала ложку и все, что попадалось ему в руку, искусственным продолжением своей конечности. Теперь же он понял, что каждый предмет имеет свое назначение и готов к новым познаниям.

Психическое развитие

В это время происходит четкое осознание своей индивидуальности, определение личности. Если раньше малыш говорил на себя «она», «он», то теперь ребенок смело скажет «я». С такими изменениями приходит и понимание неправильности некоторых своих действий, причины наказания, осознание проступков и их последствий. Период трех лет является лучшим для того, чтобы на всю жизнь заложить в ребенке доброту, честность, любовь к природе и некоторым занятиям. В это время развивается и самооценка маленького человека, поэтому он нуждается в ежедневных похвалах за свои правильные действия, творчество и любых проявлений самостоятельного мышления.

Речь ребенка в 3 года

Необычные «детские» слова медленно исчезают из словарного запаса. Ребенок прислушивается к речи взрослых и пытается повторять ее. Такой период обязывает родителей все время общаться с ребенком на равных, объяснять ход и причины всех своих действий. Если общение недостаточное, то развитие речи замедлится. Также в семье, где двое маленьких детей, словарный запас развивается медленнее, ведь дети предпочитают общение друг с другом. Мысль о том, что телевизор может предоставить ребенку весь словарный запас, в корне ошибочна, ведь дети воспринимают цветной экран как предмет и не считают его речь достойной наследования, авторитетными в его понимании могут быть только взрослые.

Обучение

Быстрое умственное развитие этого периода в некоторых случаях подталкивает родителей к обучению детей цифрам, буквам. Ни в коем случае не стоит этого делать: таким способом естественное развитие затрудняется, сбивая с толку малыша. Этот год подходит максимум для изучения цветов и звуков животных. Торопясь и подталкивая, ставя слишком сложные задачи, можно добиться того, что ребенок не усвоит даже то, что уготовила ему природа в настоящее время.
В этом возрасте дети становятся даже очень активными. Они много бегают, прыгают, пытаются танцевать, сами придумывать себе развлечения. Наказывать их за такое поведение не стоит, так как они укрепляют и развивают опорно-двигательную систему. Также дети учится отличать безопасность от опасности, анализировать ситуацию, а заодно – выдают всю лишнюю энергию.

Таблица умений и навыков детей по годам и месяцам

Развивающие игры для детей трех лет

Игра – самый интересный вид занятия для детей трех лет. Через нее познается много интересного, знания, приобретенные во время этого процесса, очень хорошо запоминаются. Именно по этой причине родители обязаны ежедневно посвящать 1-2 часа развивающим играм. Кроме приобретения знаний – это поможет наладить дружбу между ребенком и его мамой или папой на всю жизнь.

Игра «Чем пахнет»

Малышам завязываются глаза, перед ними на стол расставляются духи, мыло, различные фрукты, напитки. Не касаясь и не пробуя на вкус, только по запаху, малыш должен угадать название вещи. Таким образом, изучение и различения запахов пройдет гораздо быстрее.

Игра «Шаги»

Родители определяют расстояние на 5-8 шагов. Каждый участник игры делает один шаг только тогда, когда произнесет одно вежливое слово. Даем минуту на размышление и старт! Благодаря этому можно изучить много новых вежливых слов от противников и обогатить словарный запас. Конечно, соревнование можно изменить, меняя вежливые и ласковые слова на названия фруктов, блюд и так далее.

Игра «Розыск»

В эту игру играют не менее 5 человек. Каждый участник по очереди загадывает некоторого другого игрока и рассказывает о том, во что он в настоящее время одет, какой у него внешний вид, что он любит, а что – нет. Исходя из этих рассказов, ребенок должен угадать, о ком идет речь. Эта игра помогает малышам определить отличия между разными людьми, подчеркнуть индивидуальность каждого.
Каждый ребенок в 3 года – это формирующаяся индивидуальность. И то, каким он станет в дальнейшем, во многом зависит от отношения родителей, людей, которые его окружают. Не стоит читать ему нотаций, воспитывать одними словами. Лучше подружиться со своим малышом, изучить его склонности, таланты и наставлять только собственным примером.



Комментариев нет

Оставить комментарий