Способы творческого мышления



развитие творческого мышления

Как научить ребенка творчески мыслить?

Самый эффективный способ – это игра, и особенно игра развивающая. Но на что она должна быть направлена? Что она должна развивать? Следования психологов показывают, что продуктивному творческому мышлению можно научить следующими способами: выделение противоположных качеств, поиск аналогии, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерация идей, комбинация и несколько других.

Выделение противоположных качеств

Этот способ предполагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. На первый взгляд, это невозможно. Но рассмотрим один пример. Холодильник. Что он делает? Охлаждает продукты. А что происходи с температурой в комнате, где он находится? Температура поднимается. (ребенку можно это легко доказать, попросив приблизить руку к задней стенке холодильника, там легко почувствовать тепло). Таким образом, холодильник одновременно и охлаждает, и нагревает. Вот вам и противоположные свойства одного предмета.
Игра «И хорошо, и плохо» поможет вам научить ребенка этому способу мышления.

Постановка вопросов

Способность человека ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческих способностей. Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы малыша возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер.

При этом, у дошкольников исследовательские возможности достаточно ограничены. В свободной беседе со взрослым (во время игры, прогулки), ребенок может задавать множество вопросов, а вот при необходимости исследовать какую-то проблемную ситуацию, у малыша возникают трудности. Например, начав ставить вопросы со словом «Что?», дети и дальше задают такие однотипные вопросы. Ребенок склонен употреблять стереотипные вопросы: что, как, почему.

Первый кризис в развитии вопросов приходится на начальные годы обучения в школе. Жесткая ориентация младших школьников на поиск ответов, а не на постановку вопросов, преобладание на уроках вопросов, адресованных памяти, а не мышлению, приводят к критической ситуации в развитии любознательности ребенка: он перестает ставить вопросы. Но, при благоприятных обстоятельствах, любознательность можно не только сохранить, но и развить.

Что же это за обстоятельства?

Прежде всего – настоящий диалог в общении, когда взрослый общается с ребенком на равных. Кроме того, нужно показывать ребенку образцы других форм вопросов, демонстрировать преимущества этих форм. Важно также научить малыша выбирать направленность вопросов. Важными являются те вопросы, которые касаются ключевых моментов проблемной ситуации, существенных качеств и функций предметов.

Научиться этому ребенок может в процессе общения со взрослым, поэтому не жалейте времени на разговор с вашим малышом. Старайтесь, чтобы ваши вопросы подталкивали его к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестного и противоречий, чтобы они были направлены больше на мышление (поиск причин и взаимосвязи) и меньше – на память. Когда вопрос будет задавать ребенок, не спешите давать ответ, предложите ему самому высказать предположение (« А ты как думаешь?»). Ни в коем случае не давайте негативную оценку поставленным вопросам, какими бы неуместными они вам не казались. У ребенка должно быть как можно больше стимулов задавать вам вопросы.

Игра «Почемучка» и «Без слов» помогут вам потренировать ребенка в умении ставить вопросы.

Переформулирование

Поясним этот способ на примере известной психологической задачи.
В пустой комнате на подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две веревки. Расстояние между ними такое, что человек не может одновременно взять одну веревку и дотянуться до другой, чтобы связать концы. А именно это и нужно сделать.
Решение задачи в том, что к концу одной веревки нужно привязать плоскогубцы и сделать отвес. Для того, чтобы найти это решение, нужно перестать рассматривать плоскогубцы как инструмент и увидеть в них всего лишь груз для отвеса.

Таки образом, переформулирование – это умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства, т.е. несущественные с точки зрения назначения предмета.
Для овладения этим способом творческого мышления, ребенок должен научиться выделять разные признаки предмета и различать существенные и несущественные.

Игры «Исследователь» и “Золотые руки” помогут вам освоить этот способ.

Генерация идей

Это один из важнейших способов творческого мышления, который обеспечивает творческий подход к решению самых разных проблем.
Суть его проста – генерировать как можно больше идей, при этом не обязательно, чтобы каждая была правильной. Чем больше идей – тем больше вероятность, что среди них будут хорошие или гениальные.
Тренировка умения генерировать идеи тесно связана с развитием творческого воображения.
Игры «Настроение в цвете», «Волшебные круги» и «Прямоугольное королевство» помогут вам научить ребенка умению генерировать идеи.



Комментариев к записи: 3

  1. Mishel пишет:

    Надо всегда объяснять ребенку причинно-следственные связи. Если что-то делать нельзя, то почему нельзя.
    А в простом ежедневном общении с ребенком почаще употреблять словосочетание “потому что”
    У моего дитяти сейчас бум вопросов: как, где, зачем…..? Только успевай отвечать….

  2. [...] Волшебный мешок Игра на развитие умения создавать образ предмета по его словесному описанию. Развиваем творческое мышление [...]

  3. [...] образ предмета по его словесному описанию. Развиваем творческое мышление у [...]

Оставить комментарий