Старший дошкольный возраст – особенности возрастного периода



На шестом-седьмом годах жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. В этот же период у ребенка может появиться вымышленный друг.
Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры. Игры становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации.

Для детей шести – семи лет особенно важными становятся продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликации, моделирование. Они требуют владения определенными способами действий, знания сенсорных эталонов, стимулируют развитие ребенка. В этом возрасте особенно полезно для ребенка посещать развивающий центр для детей.

Совершенствуются трудовые навыки. У ребенка формируются представления о труде и профессиях взрослых, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить цель своей деятельности и удерживать ее до достижения, формируются некоторые личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, старательность.

Закладываются основы учебной деятельности, и происходит это во время игры. Ребенок начинает учиться, играя, причем относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник, незаметно для себя, овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность подчиняться конкретным регламентированным формам организации учебного процесса. Обучение дошкольников чтению, счету, математическим действиям, выполнение задач на логику и развитие мышления может проходить теперь не только в игровой форме, но и в форме мини-уроков.

старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки), самооценка, уровень притязаний. Ребенок оценивает себя как представителя определенного пола, может регулировать свое поведение исходя из внутренних этичных убеждений.
На протяжении этого периода ребенок учится подчинять свои действия не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости, одобрения.

Все эти факторы необходимо учитывать при воспитании ребенка, выборе мер воздействия и способов влияния на его поведение. Если ребенок посещает детский сад в Жуковке, то его подготовку к полноценному социальному общению, к режиму школьной жизни обеспечат воспитатели сада. Если ребенок проводит все время с родственниками, то следует обеспечить ему возможность посещать детские развивающие центры, дошкольные учреждения, чтобы дать возможность наблюдать и участвовать в жизни коллектива детей.



Комментариев к записи: 1

  1. [...] Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У ребенка меньше материала для фантазии, меньше комбинаций образов, которые он может построить. В жизни ребенка воображение выполняет другую функцию, чем в жизни взрослого. С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни. Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст. [...]

Оставить комментарий