Вальдорфская педагогика



Свое начало Вальдорфская педагогика берет в начале XX века, после первой мировой войны. Название происходит не от имени ее основателя (основателем был Р.Штайнер), а от фирмы, которая финансировала открытие первого детского сада в Штутгарте. “Вальдорф-Астория” – это название табачной фабрики, при которой был открыт детский садик для детей рабочих.

СУТЬ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика базируется на ряде принципов, которые способствуют развитию личности ребенка.

1. В детских садах дети собираются по разновозрастному принципу, набираются группы возраста от 3 до 7 лет. Получается, что дети разных возрастов общаются и занимаются жизнедеятельностью вместе. В то же время, количество человек в группах не должно превышать 20 человек.

2. Вальдорфская педагогика стоит на позициях того, чтобы личность ребенка развивалась свободно, без каких-либо ограничений. Цель взрослых – создание радостной, творческой атмосферы, в которой ребенок максимально проявит свои способности. Пространство организовано так, чтобы ребенок в любой момент мог заняться тем, что ему интересно – например, мастерить, играть. На полках стоят корзины с различными лоскутами, игрушки – самодельные, стулья – плетеные. Ребенка окружает атмосфера, которая способствует познанию собственных возможностей.

3. Данная методика не допускает использование любых видов ЭСО (радио, телевизора, компьютера).

4. Исходя из предыдущего принципа, игрушки допускаются только самодельные, которые максимально приближены к природе, и изготавливаются из природных материалов. Считается, что именно такие игрушки помогают ребенку фантазировать и развивать склонность к творчеству.

5. Цель вальдорфского сада – не дать ребенку знания, а помочь реализовать те задатки, которые имеются в его личности. При этом ему должны как сверстники, так и взрослые.

6. Вальдорфская педагогика предполагает, что первые 7 лет ребенок подражает окружающему его миру, копируя те действия, которые он наблюдает. При этом, он приобретает опыт, который откладывается у него на эмоциональном уровне, фиксируясь в действиях, поступках, наблюдениях. Считается, что именно подражательный инстинкт заставляет ребенка и его психику развиваться, выходя на новый уровень.

7. Согласно Вальдорфской педагогике, самая сложная деятельность для ребенка – это игра. Правила игр детям не даются, они вырабатывают их сами на основе своего жизненного опыта. Кроме игр, дети помогают взрослым в практической деятельности – ухаживают за растениями, выпекают хлеб, занимаются самообслуживанием. При этом через осознанную общественно полезную деятельность они получают представления об окружающем мире.

8. Дети, которые обучаются согласно вальдорфской педагогике, не получают раннего целенаправленного обучения. Один из принципов – всему свое время – требует того чтобы дети познавали мир чувственным путем, не вникая в абстрактный мир цифр и букв.

9. Еще издревле мир человека был подвержен определенным ритмам и повторениям. Вся наша жизнь и сегодня пронизана этим. В вальдорфской педагогике это проявляет себя в фазах «вдоха» (творческой деятельности) и выдоха («когда дети целенаправленно обучаются чему-то новому, осваивают какую-то новую деятельность).

10. Занятия у детей должны проходить в доброжелательной атмосфере. При этом дети осваивают окружающий мир через «трудовые» и «художественно-эстетические» виды деятельности.

11. Дети в вальдорфской педагогике воспринимаются как целостная личность, делается акцент на их индивидуальности, и ни в коем случае – не на их отрицательных качествах.

12. Родители должны активно помогать детям в познании мира. Они помогают изготавливать игрушки для детей, принимают посильную помощь в их обучении.

13. Вальдорфская педагогика признает три причины ограничения желаний и свободы ребенка:

  • если желание может причинить вред самому ребенку;
  • если поступки ребенка могут навредить другим;
  • если могут быть испорчены вещи.

(Согласитесь, достаточно разумные принципы, которые охватывают практически все наши «нельзя»).

урок по вальдорфской методике

МИНУСЫ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

1. Не все родители согласятся воспитывать своего ребенка в отрыве от достижений цивилизации.

2. Основное направление Вальдорфских садов и школ – гуманитарное.

3. Основное внимание уделяется не интеллектуальному росту, а трудовой деятельности.

4. Имеется определенный «перекос» в духовно-нравственную сферу.



Комментариев к записи: 1

  1. [...] Вальфдорская педагогика [...]

Оставить комментарий