Второй год жизни ребенка



На втором году жизни ребенка происходят большие изменения. Особенно они заметны в первом полугодии. Жесты и лепет постепенно вытесняются все более связной и разнообразной речью. Более спонтанной становится игра ребенка. В ней  воспроизводятся значимые для ребенка события. Она начинает собой представлять символическое действие, подражание, усвоение нравственных норм. В игре ребенок часто начинает подражать окружающим его людям. Второй год – это сенсорный период для развития речи. Во втором полугодии (после полутора лет) у детей начинает формироваться самосознание. Если в 3 месяца ребенок способен узнавать явление, то в год он должен обладать способностью вспомнить явление, потом — в полтора года – способен предвидеть события. К двум годам ребенок обретает способность осознавать, что он чувствует, ощущает, что он может сделать, его сходство и различие с другими людьми.

Приближаясь к концу первого года жизни, дети могут опираясь на накопленный опыт и память узнавать и предвидеть события ближайшего будущего. В начале второго года он делает следующий шаг в своем психическом развитии ребенок делает — у него развивается способность к замещению, он начинает использовать предметы в игре не по прямому назначению, а как замену придуманным. Например, листик или камушек на прогулке может превратиться в предметы быта: чашку, шкаф и т. п.

Если на первом году жизни дети, воспринимают любые новые события, создавая в своем представлении когнитивные схемы, в основе которых лежат действительные свойства этих событий, то уже на втором году жизни ребенок уже примеряет к этим объектам или собятиям свои собственные идеи, фантазии, предположения, а не только осваивает свои действия с физическими свойствами объекта. В руках десятимесячного ребенка чашка — это только предмет, которым можно как-то пользоваться, например, пить, в который можно что-то положить, опрокинуть или бросить. У ребенка на втором году жизни появляются и совершенствуются самые разнообразные способы использования окружающих предметов. Мячик становится теперь кусочком мяса или хлеба, чашка — шапкой, а тарелка — одеялом. У детей появляется способность и желание создавать различные отношения между предметом и его использованием — символическое действие. Сначала эти отношения могут носить буквальный, бытовой характер, а затем постепенно развиваясь, появиться новые, нестандартные и неожиданные отношения между объектами.

Подобные изменения отношения ребенка к предметам, объектам и окружающему происходят постепенно. Родители относятся к своему малышу как и раньше: одевают его, кормят, моют, играют с ним, укладывают спать. Ребенок постепенно открывает для себя, что окружающие его предметы: посуда, игрушки, одежда могут выступать в совершенно разных и интересных качествах. Возникновение новой способности к символическому действию происходит на основе специфических изменений в центральной нервной системе:

Рисование.

Появление и развитие символического действия на протяжении второго и третьего года жизни проявляется в любой деятельности, которой занимается ребенок. Например, в рисовании. Дети переходят от каракулей все более и более сложному рисунку, который постепенно обретая формы и значения отражает степень развития символического действия. В начале рисунки не относятся к объекту. Различные линии и черточки могут изображать собаку, кошку или человека. Но уже на третьем году дети рисуют символические формы, которые обладают сходством с объектом. Существуют нормы, которые показывают соотношение рисунка с возрастом ребенка.

Игра с предметами.

Элементы игры можно наблюдать уже у младенцев в виде манипуляции с предметами (погремушками, сосками). Потребность в игре не является базовой биологической потребностью. Кажется, что игра – это менее важная потребность ребенка, но это не так. Конечно, потребность в ней не связана напрямую с такими важными биологическими потребностями как жажда или голод. Но, тем не менее, навыки игры напрямую связаны с инстинктом выживания. Так как в ней проявляются и отрабатываются многие, чуть более сложные инстинкты. На втором году жизни ребенок переходит от простых манипуляций к более сложным действиям с предметами, в которых ребенок повторяет те действия, что видел у взрослых, например разговор по телефону или чаепитие. Это первые шаги на пути к символическим действиям.

В конце второго года жизни дети  вводят в игру игрушку вместо себя. Она становится в центре действия, его активным участником. Так, например, ребенок может кормить куклу, предлагая ей ложку каши вместо себя, подносить телефон к уху мишки, а не к своему. Теперь куклы не просто части сенсомоторной схемы — они участники игры.

К двум годам дети уже могут играть в простые логические, и тематические игры. О чем это говорит? Способность детей играть в простейшие тематические и логические игры говорит о появившейся возможности у ребенка планировать свои действия уже на некоторый продолжительный период. Продолжительное планирование – важная характерная черта данного периода. Поскольку в этом возрасте у ребенка уже достаточно хорошо развита так называемая рабочая память, то он уже не забывает своих целей, которые он для себя наметил в начале действия и может доводить свои действия до конца.



Комментариев нет

Оставить комментарий